27 января 2012 года в 14.00ч. по адресу: г. Саратов, ул. Московская, 70 ФГУП
Президиум.
Повестка дня:
1. Отчет о работе ССКА за 2011 год. (докладчик Председатель Президиума ССКА Царёва Н. П.)
2. Информация по ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» (докладчик адвокат Переяслова В. А.)
3. Государственная Программа «Юстиция» на
4. Награждение адвокатов ССКА в честь 19 летия со дня образования ССКА.
На определенных этапах была реформирована судебная система, нотариат, а затем, в 2002 г. и адвокатура. На тот период, в тех
Адвокатура признана институтом общества и деятельность адвокатов является
Но времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Наш Закон об адвокатуре на протяжении 10 лет со дня его принятия уже выработал свой правовой ресурс и требует кардинальных изменений.
Полагаю, что необходимо принять Государственную программу «Юстиция» на
В рамках этой Программы необходимо принять ряд федеральных Законов, в том числе и Закон об адвокатуре, где закрепить цели и задачи Программы, но в переработанном виде.
В Государственной Думе находится законопроект «Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ» и хотя он внесен в 2008 году, но его нормы нашли отражение в целях и задачах Программы, а это значит, что законопроект необходимо отозвать на переработку.
Что же касается характеристики текущего состояния сферы профессиональных юридических услуг на современном правовом рынке, то в Программе указано, что частный юридический консалтинг остался за рамками государственного регулирования.
Я предлагаю включить в новые законопроекты положение о том, что только адвокат оказывает правовую помощь при рассмотрении споров хозяйствующих субъектов в арбитражных судах всех уровней.
Необходимо вернуться к лицензированию юридических услуг как физическими, так и юридическими лицами.
Выдачу лицензий и контроль за их реализацией возложить на Министерство юстиции Российской Федерации.
Пересмотреть все нормы процессуальных кодексов, касающихся представительства по доверенностям, тем самым будет решаться проблема деятельности недобросовестных лиц на рынке юридических услуг.
Создание таких условий позволит снизить противостояние между адвокатурой и
Но для того, чтобы у юристов консалтинговых компаний был интерес получить статус адвоката, необходимо принять радикальные нормы по введению специализации адвокатской деятельности и экзамены принимать согласно избранной направленности, что указывается в заявлении кандидата.
Нам предлагает Программа реформировать адвокатуру путем создания корпорации профессиональных юридических консультантов, которые имеют монополию на осуществление значимых видов юридического консультирования и обладающих существенно более высоким статусом, чем сегодняшние адвокаты. Иными словами адвокатскую деятельность отнести к предпринимательству со всеми вытекающими последствиями. Этого допустить нельзя!
Ведь главная цель адвокатуры — защищать граждан в правовом споре с государством. В постановлении Конституционного Суда указано : «Деятельность адвокатов не является предпринимательской или
Председатель Президиума Саратовской Специализированной Коллегии Адвокатов Заслуженный юрист России к.ю.н. Н. П. Царева
РЕЗОЛЮЦИЯ
Совместного заседания исполкома Гильдии российских адвокатов
и Координационного совета Общероссийской общественной
организации «Юристы за права и достойную жизнь человека»
О проекте Государственной
программы «Юстиция»
на
24 ноября 2011 года г. Москва
Совместное заседание исполкома Гильдии российских адвокатов и Координационного совета Общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойнуюжизнь человека», рассмотрев проект Государственной программы «Юстиция» на
1. Считать подготовку и принятие программы перспективного развития института адвокатуры необходимой и назревшей.
2. Однако представленный Минюстом России проект Государственной программы «Юстиция» требует серьезной переработки по форме и по существу, так как этот проект представляет собой самые общие рассуждения на тему реформирования института адвокатуры.
3. В проекте полностью отсутствуют
4. В проекте отсутствуют позиции о принятии законных мер по обеспечению равноправия обвинения и защиты в судебном процессе, о процессуальных правах и правовых гарантиях профессиональной деятельности адвокатов.
5. В проекте отсутствует упоминание о дальнейшем укреплении демократических основ адвокатского самоуправления, без чего невозможно обеспечить принципы равноправия и независимости адвоката.
6. Очевидно также, что работа по подготовке серьезной программы реформирования адвокатуры не может быть продуктивной без активного участия самого адвокатского сообщества.
7. Полагаем необходимым обратиться с настоящей резолюцией в Министерство юстиции Российской Федерации, а также ко всем организациям адвокатов с предложением активно включиться в процесс формирования программы развития российской адвокатуры.
Председательствующий Г. Б. Мирзоев
Секретарь О. М. Зуев
Проект Государственной программы Российской Федерации «Юстиция»
Ответственный исполнитель программы — Министерство юстиции РФ Федерации
Задачи программы: развитие рынка профессиональных юридических услуг, включая: развитие адвокатуры и нотариата; повышение качества и доступности юридических услуг всем слоям населения и хозяйствующим субъектам.
Целевые индикаторы и показатели программы: отношение к населению Российской Федерации общего числа адвокатов, сведения о которых внесены в реестр, и общего количества нотариусов, сведения о которых внесены в реестр;
Этапы и сроки реализации программы: 2012–2020 годы.
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.
В настоящее время в Российской Федерации имеются все институты, необходимые для эффективного отправления правосудия и защиты прав граждан: адвокатура, нотариат, система
а) увеличить доступность профессиональной юридической помощи, оказываемой адвокатами и нотариусами;
б) реформировать сферу оказания профессиональных юридических услуг;
в) регламентировать государственные услуги по внесению информации в реестры адвокатов и нотариусов;
г) создать единый электронный реестр адвокатов и нотариусов
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы
В апреле 2011 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее — Основы). Основами определяются принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.
Практическая реализация положений, заложенных в Основах, будет проводиться по следующим направлениям:
е) создание условий для обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи, в том числе оказываемой бесплатно;
ж) реформирование сферы оказания профессиональных юридических услуг, в том числе выработка порядка и правил составления рейтинга адвокатов и их объединений;
з) повышение доступности профессиональных юридических услуг, в том числе оказываемой адвокатами и нотариусами, в том числе актуализация норм обеспечения субъектов численностью практикующих адвокатов и нотариусов;
и) формирование в процессе реализации государственной политики культуры использования населением услуг адвокатов и нотариусов
Целью Государственной программы на период до 2020 г. является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону, и повышение доверия к правосудию, обеспечение эффективного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и уголовных наказаний.
Для достижения этих целей в Государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в федеральных целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:
1) развитие рынка профессиональных юридических услуг, включая: развитие адвокатуры и нотариата; повышение качества и доступности юридических услуг всем слоям населения и хозяйствующим субъектам
5. Прогноз сводных показателей реализации государственной программы
В части основных показателей Государственной программы прогнозируются следующие значения к 2020 году:
1) отношение к населению Российской Федерации:
общего числа адвокатов, сведения о которых внесены в реестр, — 0,1%;
общего количества нотариусов, сведения о которых внесены в реестр — 0,01%
Подпрограмма 1. Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций
Цели подпрограммы
Развитие единого рынка профессиональных юридических услуг, включая развитие адвокатуры и нотариата; развитие государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций.
Задачи подпрограммы
Упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры путем:
– введения единых стандартов допуска в профессию, дифференцированных в зависимости от сферы оказания юридической помощи;
– создания механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации;
– создания и введения в действие эффективного механизма исключения из профессии;
– повышения статуса адвокатов в профессиональном юридическом сообществе, в том числе:
а) обеспечение при необходимости эффективного доступа к различной информации и документам с тем, чтобы адвокаты имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам;
б) обеспечение и строгое соблюдение конфиденциального характера любых соглашений и консультаций между адвокатами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений;
– развития и поддержания конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем: ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников
– совершенствования института бесплатной юридической помощи («pro bono» — оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить), оказываемой адвокатами и юристами;
Обучение сотрудников государственных юридических бюро особенностям обращения в Конституционный Суд и Верховный Суд
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
– отношение к населению Российской Федерации общего количества адвокатских образований, зарегистрированных в Российской Федерации;
– объем (в стоимостном и натуральном выражении) услуг «pro bono», оказанных адвокатами, адвокатскими образованиями
– удельный вес услуг, оказанных гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в общем объеме услуг, оказанных адвокатами
Этапы и сроки реализации подпрограммы
–
1. Характеристика текущего состояния сферы профессиональных юридических услуг, основные проблемы в указанной сфере
Современный рынок юридических услуг представляет собой разрозненную структуру, включающую в себя такие профессиональные сообщества как адвокатура, нотариат, а также частный юридический консалтинг. При этом сферы деятельности адвокатуры и нотариата на сегодняшний день имеют
Адвокатура является профессиональным сообществом, построенным на основе обязательного членства адвокатов в адвокатских палатах, работающим в рамках общих этических правил, исполняющим важную
Наиболее близко к адвокатской деятельности примыкает деятельность юридических фирм, созданных в форме коммерческих предприятий либо организованных индивидуальными предпринимателями. Такие субъекты в качестве основного вида деятельности занимаются оказанием услуг правового характера на коммерческой основе.
С момента принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. №
Развитие рыночных отношений в Российской Федерации и особенности существующего регулирования сферы юридических услуг привели к возникновению параллельной с адвокатурой системы юридического консалтинга, в том числе качественно нового вида юридической деятельности — сопровождение бизнеса. В результате современная адвокатура утратила традиционно сформировавшуюся в советское время монополию на оказание юридических услуг, в том числе в виде судебного представительства.
Основной проблемой российского рынка юридических услуг является недостаточно высокий общий уровень профессионализма лиц, оказывающих на постоянной основе юридические услуги гражданам и организациям. За исключением адвокатов и нотариусов, лица, оказывающие юридические услуги, не обязаны подтверждать свою квалификацию в области знания российского права. В настоящее время представительство в суде вправе осуществлять практически неограниченный круг лиц, как обладающих, так и не обладающих необходимыми знаниями и опытом в области права.
Не менее серьезной проблемой является деятельность недобросовестных лиц на рынке юридических услуг, вовлеченных в совершение преступных (в том числе, коррупционных) деяний. Лица, исключенные из адвокатского или нотариального сообщества за совершение аморальных и противоправных поступков, имеют возможность продолжать заниматься юридической деятельностью в качестве частнопрактикующего юриста или работника организации. В настоящее время отсутствует эффективный законодательный механизм, позволяющий исключить таких недобросовестных лиц из юридического сообщества.
Действующее законодательство в сфере юридической помощи регулирует порядок допуска к профессии и квалификационные требования лишь к незначительной части от общего числа представителей юридических профессий (адвокаты и нотариусы). Предоставление профессиональных юридических услуг большинством юристов, а также стандартизация качества этих услуг
Сбалансированность рынка юридических услуг и системы адвокатуры зависит от эффективного законодательного регулирования, которое должно осуществляться с учетом государственной политики в сфере оказания квалифицированной юридической помощи в целом.
Ситуация осложняется тем, что на сегодняшний день в России отсутствует
Большая часть указанных выше проблем не только не решается в рамках действующего Закона об адвокатуре, но и является следствием применения его устаревших и неэффективных положений.
Реформирование российской адвокатуры требует четкого определения места адвокатского сообщества в системе правовой помощи. В частности, необходимо разграничить сферу ответственности адвокатов и всех иных юридических консультантов.
Повышение качества работы адвокатского корпуса станет возможным только в том случае, если лучшие юридические кадры будут стремиться попасть в адвокатуру, а не в общий юридический консалтинг. Это может быть обеспечено предоставлением адвокатуре таких процессуальных преимуществ, которые сделают ее предпочтительной, а по некоторым видам юридических услуг — единственной формой предоставления юридических услуг. Только тогда, когда экономические стимулы привлекут в адвокатуры тех специалистов, которые сегодня выбирают юридические отделы корпораций и консалтинговые компании, станет возможным предъявлять к адвокатам реальные требования по квалификации и осуществить в адвокатском сообществе необходимую «чистку рядов». До тех пор, пока адвокатура остается периферийной областью юридического консультирования, любая попытка обновить кадровый состав адвокатуры повлечет только внутренние последствия для адвокатской корпорации, а не реальные изменения в качестве услуг для общества.
Индивидуальный характер правоотношений между адвокатом и доверителем при оказании последнему квалифицированной юридической помощи; в отсутствии установленных в законе дополнительных гарантий возмещения имущественного вреда доверителю, причиненного адвокатом, лишают адвоката конкурентоспособности в борьбе с юридическими фирмами, оказывающими юридические услуги на коммерческой основе.
Таким образом, общей целью реформирования адвокатуры в нашей стране должно стать создание корпорации профессиональных юридических консультантов, имеющих монополию на осуществление значимых видов юридического консультирования и обладающих существенно более высоким статусом, чем сегодняшние адвокаты, удовлетворяющих для его приобретения и удержания высоким этическим и профессиональным требованиям и дорожащих этим статусом. Иными словами, суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг.
Вторая причина, которая по значимости представляется наиболее важной, состоит в отсутствии законодательного регулирования правоотношений в сфере оказания квалифицированной юридической помощи. Сегодня законодатель к квалифицированной юридической помощи отнес адвокатскую и нотариальную деятельность, но не определил само понятие конституционного термина «квалифицированная юридическая помощь». Поэтому на рынке оказания юридической помощи (юридических услуг) идет игра без правил для огромной армии
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Адвокаты являются участниками судопроизводства и реализуют ряд других
Именно поэтому институт адвокатуры находится в сфере внимания государства, а сочетание публичного характера функций адвокатуры и независимости адвокатского сообщества является основой взаимоотношений адвокатуры и государства.
Согласно статистическим сведениям Минюста России по состоянию на 1 октября 2011 года в Российской Федерации насчитывается более 65 000 адвокатов.
Государственная политика в сфере развития адвокатуры должна быть нацелена на создание в России конкурентоспособной адвокатуры, состоящей из юристов, обладающих высоким уровнем квалификации, руководствующихся едиными стандартами оказания квалифицированной юридической помощи и следующих строгим принципам профессиональной этики.
Среди основных задач развития института адвокатуры можно выделить следующие:
• совершенствование механизмов допуска в адвокатской профессии;
• стимулирование притока молодых юристов в адвокатуру;
• развитие системы специализации адвокатов по различным отраслям права и видам судопроизводства;
• совершенствование механизма контроля за качеством юридической помощи, оказываемой адвокатами, и соблюдением ими правил профессиональной этики, в том числе с помощью выработки единых стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и контроля за их соблюдением, прежде всего внутри самой адвокатской корпорации; стимулирование адвокатского сообщества на выработку нетерпимого отношения к коллегам, нарушающим профессиональную этику и не соблюдающим критерии качественной юридической помощи;
• проработка возможных путей стимулирования спроса на услуги адвокатов, пропаганда практики обращения к адвокату на ранних стадиях возникновения правовых проблем, широкое правовое информирование населения, нацеленное на разъяснение преимуществ законопослушного поведения;
• расширение сферы участия адвокатуры в оказании бесплатной юридической помощи и пропаганды права, развитие мер государственной поддержки такой деятельности адвокатов;
• развитие
Необходимо сформировать и утвердить единую систему оценки и контроля качества, включающую в себя единый стандарт качества, критерии и методы оценки качество предоставленной юридической помощи.
Необходимость создания единого национального рынка правовой помощи, прежде всего, путем реформирования института адвокатуры в Российской Федерации, детального регулирования допуска к профессии адвокатов, и повышение конкурентной позиции адвокатуры в профессиональном юридическом сообществе являются основанием для реформирования сферы оказания юридической помощи, в том числе в сфере адвокатуры.
Решение указанных задач, в свою очередь, будет способствовать процессу интеграции современной российской адвокатуры в мировое адвокатское сообщество, развитие государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения. Особое внимание необходимо уделять формированию у населения современного правосознания.
4. Сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей
Реализацию Подпрограммы планируется осуществлять в 2 этапа.
На первом этапе реализации Подпрограммы
– совершенствование законодательства Российской Федерации об адвокатуре
ПРИЛОЖЕНИЕ к проекту государственной программы РФ «Юстиция»
Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Юстиция», подпрограмм государственной программы Российской Федерации
«Юстиция», федеральной целевой
программы «Развитие
Государственная программа РФ «Юстиция»
1. Отношение общего количества адвокатов, сведения о которых внесены в реестр, к населению РФ:
2010 г. — 0,04%, 2011 г. — 0,05%, 2012 г. — 0,06%, 2013 г. — 0,07%, 2014 г. — 0,08%, 2015 г. — 0,09%, 2016 г. — 0,1%, 2017–2020 гг. — 0,1%
Подпрограмма 1 "Обеспечение защиты публичных интересов, реализация прав граждан
12. Отношение общего количества адвокатских образований, зарегистрированных на территории Российской Федерации к населению Российской Федерации (единиц на 10,0 тыс. человек):
2010 г. — 0,01%, 2011 г. — 0,02%, 2012 г. — 0,03%, 2013 г. — 0,04%, 2014 г. — 0,05%, 2015 г. — 0,06%, 2016 г. — 0,07%, 2017 г. — 0,08%, 2018 г. — 0,09%, 2019–2020 гг. — 0,1%.
13. Объем услуг «pro bono», оказанных адвокатами и адвокатскими образованиями (в стоимостном выражении):
2010 г. — 2891,8 млн руб., 2011 г. — 3040,0 млн руб., 2012 г. — 3200,0 млн руб., 2013 г. — 3400,0 млн руб., 2014 г. — 3600,0 млн руб., 2015 г. — 3800,0 млн руб., 2016–2020 гг. — 4000,0 млн руб.
14. Объем услуг «pro bono», оказанных адвокатами и адвокатскими образованиями (в натуральном выражении):
2010 г. — 36303, 2011 г. — 37000, 2012 г. — 37500, 2013 г. — 38000, 2014 г. — 38500, 2015 г. — 39000, 2016 г. — 39500, 2017 г. — 40000, 2018 г. — 40500, 2019–2020 гг. — 41000.
15. Удельный вес услуг, оказанных гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в общем объеме услуг, оказанных адвокатами:
2010 г. — 20%, 2011 г. — 25%, 2012 г. — 30%, 2013 г. — 33%, 2014–2020 гг. — 35%.
16. Доля граждан, удовлетворенных качеством услуг
2010 г. — 60%, 2011 г. — 65%, 2012 г. — 70%, 2013 г. — 75%, 2014 г. — 80%, 2015 г. — 85%, 2016–2020 гг. — 90%.
Перечень основных мероприятий государственной программы РФ «Юстиция» Подпрограмма
1. «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций»
Основное мероприятие 1.1. Разработка концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.
Ответственный исполнитель — Минюст России.
Срок начала реализации — 2012 год. Срок окончания реализации — 2013 год.
Ожидаемый непосредственный результат — проекты федеральных законов, регулирующих оказание профессиональной юридической помощи и адвокатскую деятельность.
Последствия нереализации — оказание некачественной юридической помощи. Основное мероприятия 1.2. Подготовка федеральных законов, регулирующих оказание профессиональной юридической помощи и адвокатскую деятельность.
Ответственный исполнитель — Минюст России. Срок начала реализации — 2012 год.
Срок окончания реализации — 2013 год.
Ожидаемый непосредственный результат — принятие федеральных законов.
Последствия нереализации — неоптимальное регулирование адвокатской деятельности; увеличение объемов импорта профессиональных юридических услуг.
15 января 2012 г.