Главная страницаКарта сайтаОбратная связь    
   

Саратовская специализированная коллегия адвокатов

Коллегия адвокатов Саратовской области «Саратовская Специализированная Коллегия Адвокатов» была создана 21 января 1993 г. и является некоммерческой организацией, основанной на членстве адвокатов и действующей на основании Устава, утвержденным общим собранием адвокатов ССКА.
   

Главная страница / Творчество / Творчество

Темные пятна света

Отзыв на книгу П. Сальникова «Темные пятна света»

Книга Павла Сальникова заканчивается его стихотворением, в котором он пытается дать полушутливую оценку своим рассказам:

Мои рассказы — как цветы
Их надо ощущать весной и днем осенним
Они понравиться должны
Лишь людям с явным обостреньем

Отбросив ложную скромность, не побоюсь показаться человеком «с явным обостреньем», которому эти рассказы открыли многое. Они выходят за рамки стереотипных «юридических рассказов», пополняющих правовые знания людей и удовлетворяющие их обывательское любопытство. Тончайшие психологические нюансы, шокирующие факты и обстоятельства (ни один писатель с самой необузданной фантазией не придумает тех сюжетов, никакие способна злодейка жизнь), нешуточные шекспировские страсти, бушующие за сухими строчками судебных протоколов, — все это делает рассказы Сальникова гораздо глубже, шире и многозначнее заявленного в них жанра.

Независимо от того, одерживает ли автор как адвокат победу в этих житейских коллизиях («Украинская пленница», «Планетарный дебют»), терпит ли профессиональное поражение («Последняя воля», «Терпилы», «Агент внедрения») или оказывается в неразрешимой двусмысленной ситуации, когда победа в принципе невозможна («Моя дочь хочет меня убить») — читатель проникается к нему неослабевающим доверием. И главная причина тут, я думаю, в неподдельной человечной интонации автора, в его человеческой сущности, искреннем сочувствии простым людям (так называемым «незащищенным слоям населения»), умении слышать чужую боль как свою, как боль собственного ребенка («Недетские игры», «Украинская пленница», «Терпилы», «Последняя воля»).

Нельзя не отметить глубокий психологизм рассказчика. Так, в «Недетских играх» он описывает ожидание приговора: «Впервые замечаю изменения в выражениях лиц подсудимых. Такие напряженные и бессмысленные лица бывают у штангистов, когда они держат над головой непомерную тяжесть. Я не знал, что страх имеет такое выражение». Такое не придумаешь, такое можно только увидеть, как говорится, «живьем».

Множество литературных аллюзий (Э. Кроткий, М. Зощенко, М. Кольцов, Л. Филатов, В. Гафт, В. Высоцкий) выдают в авторе неслучайного в литературе человека.

Умение мастерски владеть интригой, держать в напряжении читателя, нагнетать атмосферу ужаса сквозь кажущуюся будничность слов и ситуаций («Лотерея», «Украинская пленница») заставляют вспомнить Хичкока, Лермонтовскую «Тамань», лучшие образцы детективного жанра.

Рассказ «Темные пятна», который несет в себе элементы мистики, сюрреализма, открывает новые грани писательских возможностей Сальникова. Здесь нет ужасов «зоны», всего того, что мы ежедневно видим по телевизору, уже почти не реагируя на происходящее, — только то, что творится в помраченной душе подростка, заключенного в одиночную камеру, — но тебе по-настоящему страшно.

Когда тени и трещины на стене превращаются в образы неведомых зверей, когда отбитая штукатурка кажется содранной со стен кожей…

«…Свет лампы освещал лишь середину камеры. А напротив койки у стены и в углах было сумрачно, и этот сумрак оживлял пятна сырости на стене. Казалось, они шевелятся. Днем они похожи на географическую карту, а ночью, если пристально всмотреться в них, напоминают чьи-то темные лица — может, лица тех людей, которые сидели в этой камере… У человека свободного душа рассеивается незаметно, а душу заключенного впитывают в себя стены камеры. И эти темные пятна на штукатурке могут быть отпечатком души, например, того человека, что писал на стене одному ему понятные цифры… Эти пятна живы и живут безмолвной жизнью. Вот они движутся, изменяют свои формы… Если бы они могли говорить, они бы говорили едва слышным шепотом. Но как страшен этот окружающий их сумрак! Он коварно обволакивают эти пятна, и, кажется, тоже жив…»

«Темные пятна» снимают с глаз пелену привычного восприятия, ты словно видишь все это впервые, будто все это происходит с тобой. И эта боль незнакомого мальчишки становится твоей болью. Вспоминается «История моего заключения» Н. Заболоцкого, «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева…

«Руки его беспомощно упали на колени, а в голове забегали бессвязные, изорванные страхом мысли. Он, сидя на койке, стал раскачиваться в стороны, но глаза его были прикованы к темному мокрому пятну на стене. Он чувствовал, что тонет, погружается в какую-то темную пропасть без дна, падает в нее медленно и не за что ему ухватиться…»

Но в рассказах Сальникова, помимо жизненного драматизма, есть и немало смешного. Подслушанные колоритные «диалоги в суде», увиденные цепким взглядом сатирика «протокольные перлы» — неподражаемы. Фельетоны («Дымный след», «Двенадцать стульев», «Следствие с пристрастием») блестящи, остроумны, по-чеховски трагикомичны.

Путевые заметки «Семнадцать мгновений осени или несерьезно о важном» блистательны, нисколько не уступают телевизионным «Непутевым заметкам» Д. Крылова. Хотя они писались в 1997 году, но ничуть, на мой взгляд, не устарели. Описание заграничных дорог, автостоянок, коммерческих центров, немецких пивных, уличных берлинских кафе, музеев поражает меткостью наблюдений и живописностью зарисовок. Покупка компьютера в Германии, визиты к иностранным друзьям, недоразумения, вызванные похожим звучанием разных слов на русском и польском — все это очень смешно, забавно, иронично, а там, где восторженный взгляд провинциала, не устающий все подмечать и сравнивать, приобретает сатирический угол зрения — становится обидно и стыдно «за державу».

«Глядя на трудолюбивых и образованных жителей, мне оставалось только завистливо вздыхать. Может, когда-то и у нас исчезнет так называемый „пофигизм“ с огромной армией некомпетентных людей, настолько ленивых, что они размножаются зеванием — на большее не хватает инициативы! Когда-нибудь ликвидируются отделы по неудобствам, которые есть в каждом уважающем только себя учреждении. Это произойдет только в том случае, если мы научимся краснеть за каждую глупость, за каждую фикцию, за каждую халтуру…»

Как далеко это от квасного ура-патриотизма наших квазирусских писателей, привыкших любить родину «с закрытыми глазами и запертыми устами».

Подытоживая свои впечатленья, скажу, что прочитанные рассказы открыли мне нового талантливого писателя, которого хочется читать, и честного порядочного адвоката, у которого хочется защищаться. Которому веришь.

Наталья Кравченко.