Главная страницаКарта сайтаОбратная связь    
   

Саратовская специализированная коллегия адвокатов

Коллегия адвокатов Саратовской области «Саратовская Специализированная Коллегия Адвокатов» была создана 21 января 1993 г. и является некоммерческой организацией, основанной на членстве адвокатов и действующей на основании Устава, утвержденным общим собранием адвокатов ССКА.
   

Главная страница / Об организации / Новости / 2018

Модернизация судебной системы: новые возможности адвокатуры. Участие Н.П.Царевой во встрече с депутатами Государственной Думы Российской Федерации

23 июня в Саратовской Государственной Юридической Академии прошла встреча депутатов Государственной Думы Российской Федерации с российским экспертным юридическим сообществом, в рамках научно-практической конференции «Судебная реформа: цели и задачи».
Возглавил делегацию депутатов Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин.
Поводом встречи стало обсуждение внесенного Верховным Судом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
Адвокатское сообщество представляли Президент Адвокатской Палаты Саратовской области Малаев Роман Алексеевич и Председатель Президиума Саратовской Специализированной Коллегии Адвокатов Нина Павловна Царева. С докладом «Модернизация судебной системы: новые возможности адвокатуры» выступила Нина Павловна Царева. В частности Председатель Президиума ССКА сказала:

«В адвокатском сообществе достаточно давно обсуждается необходимость проведения в России судебной реформы, причем, это реформирование неразрывно связано с необходимостью постепенной политической и социально-экономической модернизации всего российского общества. Поэтому инициатива Верховного Суда РФ по реформированию судебной системы встретила поддержку со стороны всего адвокатского корпуса страны. Рассмотрев проект федерального конституционного закона о создании кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, от имени адвокатского сообщества нашего региона хочу выделить в грядущих изменениях наиболее важные аспекты, имеющие значение, в том числе, и для адвокатского сообщества.
В настоящее время в Российской Федерации существуют апелляционные и кассационные арбитражные суды, ответственность которых распространяется на округа, не совпадающие с административно-территориальным делением Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрена аналогичная система и в отношении судов общей юрисдикции, что, на наш взгляд, будет способствовать как улучшению работы судебной системы, так и внедрению более современных технологий организации судебного производства.
Главным плюсом предлагаемой судебной реформы мы считаем повышение реальной независимости судей.
Сейчас областной суд сочетает в себе первую, апелляционную и кассационную инстанции. Это способствует сохранению значительной зависимости судов от местных правоохранительных органов, органов власти и управления. А поскольку властные структуры в регионах обладают достаточно серьезным влиянием, то областные суды при рассмотрении апелляций и кассационных жалоб вынуждены считаться с их мнением.
Мы, адвокаты, очень хорошо знаем, с какими сложностями сталкиваются граждане и организации пытаясь выиграть в суде дела против местных властных структур, потому что зависимые от региональной власти судьи принимают решения таким образом, что власть всегда остается правой, а граждане оказываются не в состоянии добиться справедливости. Такая зависимость судей обуславливает пристрастность их при постановлении приговоров и вынесении решений, а апелляционные и кассационные инстанции региона жалобы простых граждан не удовлетворяют. Только спустя длительное время гражданин добивается справедливости в Верховном Суде, который достаточно часто отменяет судебные решения, а это, отнюдь не способствует повышению авторитета суда в восприятии российской общественности.
Создание отдельных апелляционных и кассационных инстанций будет носить межрегиональный характер, что сделает их полностью независимыми от региональных властей. Более того, границы судебных округов апелляционных судов также не будут совпадать друг с другом. В данном случае в полной мере работает принцип доступности к правосудию для граждан и принцип равномерного распределения судебной нагрузки. Независимость этих инстанций приведет к тому, что повысится реальная результативность работы судебной системы. Выносимые решения станут более объективными, что пойдет на пользу не только самой судебной системе, но и всем участникам судебных процессов.
Также известно, что острой проблемой в нашей стране является коррупция в органах власти, которая, к сожалению, не обошла и суды, а создание апелляционных и кассационных судов – это еще и серьезная антикоррупционная мера, потому что многие коррупционные цепочки окажутся разорванными, будут созданы серьезные препятствия для реализации коррупционных схем.
Также мы считаем, что плюсом этой реформы является и снижение загруженности российских судов, в первую очередь – областных судов, которые в настоящее время выполняют функции трех инстанций.
Создание целой системы отдельных апелляционных и кассационных судов освободит суды от необходимости рассматривать жалобы, у судей появится больше свободного времени, возрастет оперативность, улучшится качество рассмотрения дел в судах первой инстанции, а это, в свою очередь, уменьшит количество обжалуемых судебных актов.
Не могу не остановиться на проблеме, которая может возникнуть с реализацией Закона.
Согласно пояснительной записке, судейский корпус вырастет почти на 1000 новых судей. Если это будут судьи, переведенные из других судов, то кто их заменит на местах? Если это будут молодые судьи, то им предстоит набираться опыта, учиться на собственных ошибках.
Для решения этой кадровой проблемы могут пригодиться опытные адвокаты с незапятнанной репутацией и большим практическим опытом. При этом хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что необходимо снять неписанный запрет на получение статуса судьи для адвокатов.
Считаем огромным минусом реформы – это назначение председателей апелляционных и кассационных судов на срок шесть лет с неограниченным правом переназначения. Это означает фактическую пожизненность их статуса, что отрицательно повлияет на общую эффективность деятельности таких судов, снизит ее результативность, а самое главное, повысит вероятность возникновения новых устойчивых коррупционных схем, то есть вновь придем к тому, от чего сейчас уходим.
Предлагаем детально поработать и предусмотреть в законе вопрос о ротации кадров в новых судах и об ограничении сроков пребывания в должности председателей, потому что несменяемость их позволит усугубить зависимость от них рядовых судей, что позволит им оказывать давление на решения, выносимые подчиненными им судьями.
В целом, адвокатское сообщество позитивно относится к предлагаемым изменениям» - в завершении своего выступления отметила Н.П.Царева.







В СМИ об этом мероприятии были опубликованы новости:


«Парламентская газета»

«Взгляд-инфо»

ИА «Регион 64»

ИА «Свободные новости»

ИА «Свободные новости»

«Четвертая власть»

«Четвертая власть»

«Saratov-room»

«Глас народа»

«Саратов 24»

«Версия Саратов»

«Версия Саратов»

25 июня 2018 г.